Математические методы в историко-политологических исследованиях, заочное

Организационная информация на 2016-2017 учебный год

Группы ИПФ/З ИСТ 2016 НБ.

Преподаватель: Динара Амировна Гагарина:

Расписание консультаций.

Расписание: см. ЕТИС. Все изменения в расписании отражены в ЕТИСе.

Примерная система оценок

Система, возможно, будет незначительно изменена! 

Каждая контрольная работа оценивается в 10 баллов. Работы №№ 1- 3 выполняются самостоятельно до сессии, работы №№ 4-5 — во время сессии. Зачет выставляется по результатам выполнения всех контрольных заданий и теоретического коллоквиума (20 баллов).

Для получения зачета необходимо набрать 70% от максимума баллов (от 49 баллов).

Контрольные задания

Выполненные работы №№ 1-3 необходимо прислать по электронной почте histlab@gmail.com за 3-10 дней до начала зимней сессии 2016-2017 уч. года. В теме письма указать «Матметоды, заочники», в отправителе, теме или теле письма указать фамилию и имя. Работы 1-3 желательно оформить единым файлом, НЕ АРХИВИРУЯ, назвав его своей фамилией. Допускается также отдельные файлы, каждый из которых будет назван фамилией и номером задания. Все работы проверяются на плагиат!

Задания №№ 4-5 выполняются во время сессии.

Задание № 6 выполняется по желанию,  иммржно заменить любое из заданий №№ 1-5.

Задание № 1 «Рецензия»

Цель – подготовить рецензию на историческое исследование, связанное с использованием математических методов.

Задачи:

  1. Найти статью (серию статей), монографию (раздел монографии), диссертацию или другой вид научной публикации, удовлетворяющей цели работы. Объем публикации – не менее 15 тыс. знаков.
  2. Проанализировать публикацию по следующим пунктам (список может быть расширен):
    1. цель и задачи исследования;
    2. методы исследования;
    3. роль и место применяемых математических методов (являются ли математические методы основными, почему выбраны именно они, что они позволили сделать по сравнению с традиционными методами);
    4. описание примененных математических методов (понятность, детальность и т.п.);
    5. результаты исследования;
    6. возможность распространения примененной методики на другие исследования.
  3. Оформить рецензию в виде документа word. Объем рецензии – не менее 4 тыс. знаков. В тексте рецензии обязательно указать библиографическое описание публикации и ссылку в Интернете (при наличии).
  4. Выслать рецензию по электронной почте, к письму также приложить копию рецензируемой публикации или ссылку на него в открытом доступе в Интернете.

Задание № 2 «Эссе»

Цель – написать эссе по теме «Математизация исторической науки».

В эссе отобразить собственное мнение о роли, месте, возможностях и ограничениях применения количественных методов в исторических (политологических) исследованиях, а также сравнение математических и описательных методов. В случае использования литературы, включить ее список в текст, ссылки и цитирование оформить по соответствующим правилам.

Объем не менее 2,5 тыс и не более 5 тыс. знаков.

Эссе выслать по электронной почте.

Задание № 3 «Шкалирование»

Цель – проработать различные типы шкал применительно к тематическому историческому материалу.

Для каждого типа шкал (наименований, порядковая, интервалов, отношений) подобрать 2-3 примера ее использования для измерения исторических объектов. Это могут быть как устоявшиеся, общепринятые меры признаков, так и авторские. Результаты работы оформить в таблице по образцу и выслать по электронной почте.

Шкала Измеряемый признак Единицы измерения (для метрических) или элементы шкалы (для неметрических) Метод измерения Использование на практике
Шкала отношений Производительность труда Единицы измерения данного вида продукции / единицы измерения времени (например, кг/час) Количество  продукции, выпущенной работником за какое-то время Общепринято используется в экономике
Порядковая шкала Успеваемость учащегося Отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно Различные методы, в т.ч. экспертные оценки. Общепринято используется в образовании

Задание № 4 «Дескриптивная статистика»

Выполняется во время сессии.

Цель – подсчитать меры среднего и меры рассеяния для выборки.

Задачи:

  1. Подобрать количественные данные для некоторого показателя, относящегося к изучаемой предметной области (истории или политологии). Объем выборки — не менее 15 объектов.
  2. Занести данные в таблицу Excel.
  3. С помощью встроенных статистических функций и пакета «Анализ данных» подсчитать для найденной выборки среднее арифметические, моду, медиану, максимум, минимум, дисперсию, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Т.е. решить задачу двумя способами.
  4. Построить несколько гистограмм распределения выборки (желательно использовать пакет «Анализ данных»).
  5. Прислать работу в виде книги Excel по электронной почте. В сопровождении указать источник данных (можно вставить прямо на лист книги Excel).
  6. Принести с собой на итоговое занятие.

Задание № 5 «Корреляционный анализ»

Выполняется во время сессии.

Цель — корреляционный анализ показателей выборки.

Задачи:

  1. Подобрать статистические данные по нескольким показателям (объемы выборки не менее 20, кол-во показателей не менее 3).
  2. Построить 3-4 диаграммы рассеяния.
  3. Посчитать соответствующие коэффициенты корреляции.
  4. В работе указать источник данных.
  5. Принести с собой на итоговое занятие

Задание № 6 (альтернативное) «Формирование выборок»

Эту работу можно выполнить вместо любого из заданий 1-5.

Цель — освоить разные способы формирования репрезентативных выборок.

Задачи — подобрать примеры выборок для 4-5 разных методов, выборки должны быть тематически связаны с историей или политологией.

Примерные вопросы к коллоквиуму

  1. Математизация истории и политологии: понятие, этапы, формы, возможности, ограничения, трудности.
  2. Измерения в истории и политологии. Количественные и качественные признаки. Шкалирование. Типы шкал. Примеры.
  3. Выборки. Формирование, репрезентативность. Примеры.
  4. Сравнение описательных и количественных методов исследования.
  5. Моделирование в истории и политологии. Объекты и методы моделирования. Возможности и трудности. Описание 2-3 проектов построения исторических (политологических) моделей.
  6. Статистические методы в истории и политологии: возможности, ограничения, направления.
  7. Дескриптивная статистика. Меры среднего. Меры рассеяния. Графические методы.
  8. Математический анализ и моделирование социальной динамики.

Список понятий, которые необходимо знать.

Материалы к курсу

Литература

  1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования (второе издание). М., 2003
  2. Количественные методы в исторических исследованиях: учеб. пособ. Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1984 — есть в библиотеке ПГНИУ.
  3. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999. — есть в свободном доступе в Интернете
  4. Миронов Б.Н. История в цифрах: (Математика в исторических исследованиях). Л.: Наука, 1991 — есть в библиотеке ПГНИУ.
  5. Турчин П.В. Перспективы математизации истории – может ли история стать точной наукой? // Круг идей: Междисциплинарные подходы в исторической информатике, 2008
  6. Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007. есть в свободном доступе в Интернете. а также другие работы Коротаева А.В.
  7. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010 — есть в библиотеке ПГНИУ
  8. Шендерюк М.Г. Количественные методы в источниковедении: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во КГУ, 1996.
  9. Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история, 2003, №2.
  10. Бородкин Л.И. Клиометрика: pro et contra (виртуальный диалог) // Экономическая история. Обозрение. Вып. 7. М., 2002.
  11. Гагарина Д.А. Моделирование в истории: подходы, методы, исследования // Вестник Пермского университета. Серия Математика. Механика. Информатика. 2009. Вып. 7(33). С. 26-33.
  12. Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Лазарев В.В., Тихонов А.И. Компьютеризованный статистический анализ для историков. М., 1999.
  13. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. М., 2004 — есть в библиотеке ПГНИУ
  14. Баврин И.И. Высшая математика. М., 2005 — есть в библиотеке ПГНИУ. ИЛИ любой другой учебник по высшей математике.
  15. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х ч. Ч. II. — любое издание
  16. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. — любое издание
  17. Капица С.П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле. М.: УРСС, 2009.

Также рекомендованы следующие ресурсы:

  1. раздел «Публикации» на сайте Ассоциации «История и компьютер», в т.ч. раздел «Классика квантитативной истории«;
  2. раздел «Электронная библиотека»;
  3. сайт Б.Н. Миронова http://bmironov.spb.ru/;
  4. сайт «Клиодинамика«;
  5. публикации на сайте кафедры исторической информатики МГУ.

Презентации к занятиям*

  1. Гагарина Д.А. Основные разделы и понятия математики
  2. Гагарина Д.А. Математизация науки
  3. Гагарина Д.А. Измерения и шкалы
  4. Гагарина Д.А. Моделирование в истории
  5. Гагарина Д.А. Примеры математических моделей
  6. Гагарина Д.А. Математический анализ: функция
  7. Гагарина Д.А. Математический анализ: основы дифференциального исчисления
  8. Гагарина Д.А. Модель Мальтуса и Лотки-Вольтера
  9. Гагарина Д.А. Основы теории вероятностей
  10. Гагарина Д.А. Выборочный метод
  11. Гагарина Д.А. Закон распределения
  12. Гагарина Д.А. Дескриптивная статистика
  13. Гагарина Д.А. Типы распределений
  14. Гагарина Д.А. Корреляционный анализ
  15. Гагарина Д.А. Ошибки выборки и доверительный интервал
  16. Гагарина Д.А. Проверка статистических гипотез

*Следует иметь ввиду, что предложенные презентации использовались как сопровождение к занятиям и не могут рассматриваться как самостоятельные ресурсы. Домашние задания, указанные в презентациях, не актуальны. По заданиям текущего контроля следует ориентироваться на информацию выше на этой странице.