Цифровая грамотность, И-18

Орг. информация

Контроль

  • Текущий контроль включает 2 проекта (2 контрольные точки – по одной в каждом модуле). Оценки по каждой точке выставляются по 10-ти балльной шкале. 10 баллов выставляется, если выполнены все требования для данного элемента текущего контроля.
  • Аудиторная работа оценивается по активности работы студента на семинарах, правильности и скорости выполнение практических упражнений по темам. Оценивание осуществляется на большинстве семинаров и на части лекций путем выставления оценки от 0 до 1. Далее баллы складываются и переводятся в 10-балльную шкалу. Суммарная оценка за аудиторную работу по дисциплине выставляется по 10-балльной шкале.
  • Самостоятельная работа по дисциплине оценивается по трем лабораторным работам. Оценки по каждой работе выставляются по 10-ти балльной шкале. 10 баллов выставляется, если выполнены все требования для данного работы. Оценка за самостоятельную работу по дисциплине считается как среднее между тремя лабораторными работами.
  • Экзамен не предусмотрен.
  • Накопленная оценка. Онакопленная= 0,4 * Отекущий + 0,3 * Оаудиторная + 0,3 * Осам.работа. Отекущий рассчитывается как среднее арифметическое двух проектов из текущего контроля. Способ округления накопленной оценки: арифметический.
  • Результирующая оценка по дисциплине выставляется по накопленной.

Темы и задания

1. Цифровое общество и компьютерная грамотность

Лекция: 2 часа.

Содержание: Вводная лекция. Цифровое/информационное общество. Цифровая и компьютерная грамотность. Информация и информационные революции. Что такое компьютер и как он работает. Что такое операционная система. Форматы файлов и их различия. Кодировка информации.

Литература и ресурсы 

  1. Цифровая грамотность. http://цифроваяграмотность.рф
  2. Web Literacy https://learning.mozilla.org/en-US/web-literacy/
  3. Toolkit for Digitally Literate Teachers https://rossieronline.usc.edu/digital-literacy-teacher-toolkit
  4. Новая этика https://etika.nplus1.ru
  5. Материалы Оксаны Мороз на Постнауке https://postnauka.ru/author/omoroz

2. Базовые текстовые технологии

Лекция: 2 часа. Семинары: 6 часов.

Содержание: Электронный текст: от набора символов к моделированию смысла. Кодирование и разметка текстов. MS Word, Google Docs. Стили, форматирование, оглавление, указатели, таблицы, параметры страницы, нумерация, рисунки. Шаблоны.

Ресурсы по разделу

  1. Центр справки Word https://support.office.com/ru-ru/word
  2. Малянов. П. Полное руководство по Google Docs: все, о чем вы не знали, но боялись спросить https://texterra.ru/blog/polnoe-rukovodstvo-po-google-docs.html

Аудиторные лабораторные

Времена года

Создать документ в Word, аналогичный предложенному, использовать стили, автоматическое оглавление и настройки форматирования, указанные в образце).

Лабораторная работа «Работа с формами»

Цель — создать форму для в Word для заполнения в электронном виде.

Требования:

  1. Поля для заполнения выполняются с помощью меню «Разработчик».
  2. Суммарно не менее 15 полей различного типа (текст, флажок, списки и др.)
  3. Продумать расположение блоков, их размер и т.п.

Задание выполняется по вариантам:

  • Вариант 1: анкета при приеме на работу (отразить личные данные, опыт работы, образование, фото и другие поля).
  • Вариант 2: описание печатного издания (выходные данные книги, цитаты, фото обложки, иллюстрации и другие поля).
  • Вариант 3: описание предприятия (название, реквизиты, сайт, фото, сфера деятельности, данные о сотрудниках и другие поля).

Как добавить раздел “Разработчик” в меню Microsoft Word.

Самостоятельная работа

Оформление курсовой или реферата (создать документ в соответствии с требованиями, принести файл на флешке на пару).

3. Работа с табличными данными

Лекция: 2 часа. Семинары: 4 часа.

Содержание: Электронные таблицы. Типы данных, абсолютная и относительная адресация, функции, списки, защищенные ячейки, закреплённые области, условное форматирование. Визуализация числовых данных и построение диаграмм. MS Excel, Google Sheets.

Ресурсы по разделу

  1. Центр справки Excel https://support.office.com/ru-ru/excel

Аудиторные лабораторные

Лабораторная работа «Выборы»

Часть 1. В файле приведены результаты выборов президента РФ 2008 г.

  1. Посчитайте:
    1. Сумму голосов, отданных за каждого кандидата.
    2. Процент голосов, который получила каждый кандидат.
  2. Поставьте каждому кандидату место, которое он занял на выборах (используйте специальную функцию).
  3. Постройте 3 диаграммы, наглядно отображающие результаты выборов.
  4. Найдите регионы (избирательные комиссии), в которых Д.А. Медведев набрал более 70 % голосов.

Часть 2. Найдите в литературе или Интернете результаты выборов (президентских, парламентских и др.) последних 10 лет в любой стране (на выбор).

  1. Занесите в таблицу первичные данные (количество голосов за каждого кандидата в абсолютных цифрах).
  2. Посчитайте:
    1. процент голосов за каждого кандидата;
    2. явку на выборы (отдельно надо занести общее количество имеющих право голоса);
  3. Определите лидера (используйте условное форматирование).
  4. Поставьте каждому кандидату место, которое он занял (функция РАНГ).
  5. Постройте несколько диаграмм, наглядно изображающих результаты выборов.
  6. Сформулируйте 2 другие задачи и решите их на основе имеющихся данных об изучаемых выборах.
Лабораторная работа «Работа со временем и датами»

Часть 1: создать таблицу с распорядком дня и проанализировать, сколько времени затрачивается на каждый вид деятельности.

Вспомогательный материал:

  1. Работа со временем
  2. Работа со списками

Часть 2. составить таблицу с историческими событиями, указав дату их начала и окончания, посчитать длительность в днях, месяцах, годах

4. Моделирование данных. Базы данных

Лекция: 4 часа. Семинары: 6 часов.

Разработка электронных архивов, каталогов, баз данных. Информационное моделирование. Виды моделей, виды связей. Реляционная, иерархическая, сетевая модель. Нормальные формы. Целостность данных. MS Access. Элементы базы данных Access: Таблицы, Формы, Отчеты, Запросы.

Проект «База данных»

Цель – провести исследование, используя в качестве основного инструмента базу данных и запросы к ней.

Задачи:

  1. Выбрать тему, спроектировать и реализовать базу данных (БД).
  2. Сформулировать исследовательские задачи и решить их на основе запросов к БД.
  3. Создать удобные инструменты для работы с БД (формы, отчеты).
  4. Представить результаты работы в виде отчета и доклада, сопровождаемого презентацией.

Требования к БД:

  1. Не менее 3-х связанных таблиц. Обеспечение целостности данных.
  2. Не менее 12 содержательных полей (суммарно в таблицах).
  3. Обязательное наличие полей типов данных гиперссылка и поле объекта OLE (рисунок). При внесении рисунков в базу необходимо их сжать и сделать одинакового размера.
  4. Не менее 50 записей в основной таблице.
  5. 3-4 формы для ввода и просмотра данных.
  6. Не менее 5 запросов различных типов (на выборку, на группировку, с параметром). Запросы должны быть направлены на решение исследовательских задач.
  7. Отчеты по таблицам и созданным запросам.
  8. База должна быть полной, т.е. содержать описание всех объектов выбранной области. Например, при создании базы данных депутатов Государственной Думы определенного созыва, в базе должны быть занесены все депутаты (а не 50, как это указано в минимальных требованиях). В случае, когда исчерпывающие описание не возможно, необходимо обосновать выбор объектов для занесения в БД.

Требования к отчету:

  1.  Оформление в виде документа в формате doc. Указание разработчика (фамилия, имя, группа, специальность, курс). Наличие титульного листа, оглавления. Разделение на разделы.
  2. Цели и задачи исследования. Создание БД не является целью! БД – средство решения задач.
  3. Четкое описание предметной области, хронологических и географических рамок (если уместно). Обоснование выборки в том случае, если база не является полной.
  4. Описание модели БД (объекты, поля, связи). Скриншот схемы данных. Количество и названия таблиц, количество записей.
  5. Результаты проведенного исследования. Описание системы запросов, их результаты и интерпретация результатов.
  6. Источники информации (библиография и интернет-ресурсы, используемые при проектировании и заполнении БД).

Работа с запросами (аудиторная)

Базы данных каф. исторической информатики МГУ: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/files.htm

Самостоятельная работа

Решить задачи в соответствие с заданием.

 

Продолжение следует, страница в разработке.