Про детские сады

В ленте с наступлением осени часто появляются посты про детские сады. Как правило, сильно негативные. Разбавлю мнением и несколькими фактами из своего пермского опыта (как родитель и человек, изредка работающий с воспитателями). Я не специалист по дошколке, это просто взгляд со стороны.

1. Детские сады сильно изменились за последние 10 лет. Стало много молодых, дерзких заведующих, задача которых не сидеть на попе ровно, а менять мир вокруг себя хотя бы в радиусе выделенного им заведения (часто шире). Видимо у них стало больше свободы. Не разбираюсь в нормативке, но сужу по результату — детские сады очень разные, с разными педагогами, мебелью, меню, обязательными и дополнительными программами. И главное — атмосферой.

2. Изменились воспитатели. Им подняли зарплату, повысили формальные требования. Вместо усталых, замученных жизнью женщин с нищенской зарплатой, я вижу грамотных педагогов. И главное — человечных людей. С адекватной для системы образования зарплатой — воспитатели часто получают больше доцентов. Конечно, при условии, что в этом саду нормальный заведующий.

3. Альберт третий год ходит в обычный муниципальный сад около дома, мы получили его в общем порядке. За это время сменилось несколько воспитателей (не из-за текучки, а из-за декретов и летних отпусков), но все они были адекватные, дружелюбные, грамотные, гибкие, слышащие мои и ребенка запросы. Заметно, что они видят в ребенке личность, а не элемент группы. Альберт не доволен, когда его забирают рано. Это лучший показатель.

4. Не существует абстрактного идеального сада и идеальной воспитательницы. Но существует близкий к идеалу вариант для вашего ребенка. Услышьте его и переведите в другое заведение, если в этом ему плохо. Бесполезно критиковать воспитателя, говорить, что она не достаточно грамотная или плохо относится к вашему ребенку, что она слишком строгая или слишком мягкая. Пока вы позволяете себе оставлять ребенка в таком детском саду, плохо к нему относитесь вы. Это же относится к школе и к любому допобразованию.

5. Садик и школа — это не про то, чтобы родители могли спокойно работать. Это про ребенка и должно выстраиваться от его потребностей и интересов. Детский сад подходит не всем. И школа не всем. И домашнее обучение не всем. Мы все разные. Садик не обеспечит социализацию, а его отсутствие не сделает вашего ребенка необщительным.

6. До нашего нынешнего сада Альберт ходил в частный, с хорошими отзывами и даже очередью желающих. Внешне все было хорошо, но ребенку не нравилось. Он болел и не хотел туда идти. Старший сын тоже сменил несколько садов, в одном болел постоянно, в другом — несравненно легче и реже. Я не говорю, что детские болезни — чистая психосоматика, конечно нет, но смена садика часто приводит к снижению заболеваемости. (Да, я знаю, что дети растут и с возрастом в принципе болеют меньше, и что моя выборка не репрезентативна, но тут точно есть, о чем задуматься).

7. Детям по натуре нравится учиться. Ровно до тех пор, пока это желание не отобьют родители или неудачно выбранные родителями педагоги. Муж слышал, как дети в садике обсуждают кружки. Да, современные дети меряются не только игрушками, но и кружками. Они хотят много и разного. Это очень круто. Альберт выбрал 4 кружка в садике. Когда мы пытались уговорить его на 3, ссылаясь на то, что рисовать и лепить он так ходит отдельно вне садика к прекрасной Екатерине Мочаловой, он обиделся, что мы его ограничиваем.

8. Родители часто не адекватны. Конечно не все, но в каждой группе и классе находятся такие активные, но малоадекватные люди. Они говорят, что роботы — злые и вредные игрушки, они берутся за покупку подарков на новый год и покупают несъедобные конфеты, они говорят, что не сдадут 30 рублей на лопатку, потому что сад обязан покупать все игрушки. И если воспитатели слышат тебя, то эти родители не слышат никого, кроме своих комплексов. Да, это те самые товарищи, которые по любому поводу пишут жалобу в прокуратуру или еще куда-нибудь.

9. И уже совсем частное. У Альберта аллергия, он не может питаться в общем порядке, место в спецсадике мы получить не смогли. С этого года наш обычный сад готовит отдельно для моего ребенка. Я не знаю, чего им это стоило. Но я очень им благодарна.

10. Недели полторы назад к нам в садик приходили из Музея пермских древностей. Не знаю кто это был, но, дорогая Юлия Глазырина, передайте коллегам, что они прекрасны. Альберт рассказывает всем, что он трогал кости мамонта, про мамонтов и слонов вообще, доволен раскраской и всем вашим действом. Столько эмоций, и это при том, что мы были летом у вас в музее.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Юлие Астанаевой и всему коллективу (особенно конечно Светлане Семеновне) за наш 268 садик и то, как он преобразился (мой старший сын ходил туда же, я могу сравнить); любимой Татьяне Дубоенко, которая изменила вообще мои представления о детских садах, и ее безумным сотрудникам — Эльвире Анисимовой, Галине Крендель, Марине Громовой, Ольге Плюсниной и остальным; суперэнергичной Юлие Поляковой, у которой какой-то нереальный эффективный менеджмент, я бы никогда не поверила, если бы не видела своими глазами. И всем педагогам-дошкольникам — первыми в уровнях образования, с которыми встречается человек, вы многое закладываете в нас, но мы редко вас вспоминаем, когда становимся взрослыми и успешными.

baby-sitter-1140862_1280

Комментарии в фейсбуке.

Comments are closed.