Losing my religion

Это первый курс историко-политологического факультета ПГНИУ образца юбилейного 2016 года. Тут три специальности — историки, политологи и международники. Для них — это первая лекция курса «Математические методы в историко-политологических исследованиях». Для меня — 13-ый год на любимом факультете (ну ладно, не считая родного мехмата).

IMG_20160905_152214

Если мне повезет, то ближайшие 4 месяца они будут доказывать, что математика им не нужна, а я буду спорить и приводить контраргументы. Так мы будем дискутировать весь курс. Спорить всегда эффективнее, чем монотонно рассказывать про корреляцию и производные. Судя по сегодняшней паре, мне повезет. Я уже услышала свое любимое — что история слишком сложна, чтобы измерять ее математикой. Люблю этот факультет — здесь всегда есть спорщики, здесь всегда есть студенты со своим мнением и с тем, что позже станет активной гражданской позицией.

По моим наблюдениям через несколько лет среди них обязательно найдется несколько журналистов, и это будут очень хорошие журналисты. Еще несколько человек пойдут в музеи, причем с большей вероятностью это будет Музей современного искусства. Еще несколько уйдут в пиар. Вполне возможно, они будут пиарить родной университет. Думаю, что чизкейки и автопробеги к тому времени нещадно устареют, и им придется искать новые смыслы бренда.

Я по-прежнему буду удивляться, как некоторые из них, еще не получив диплом, пойдут в политику. Они станут помощниками депутатов всех мастей, членами молодежного парламента (а мне так и не будет суждено понять, что это такое), кандидатами в Заксобрание и Городскую думу (а кто-то может и в ту самую, Государственную). С большей вероятностью они выберут партию власти, потому что «держаться лучше с сильными», как сказал мне один из таких студентов. А я буду смотреть на их предвыборные посты в фейсбуке, вспоминая, как они сдавали корреляцию и производные.

Самые лучшие останутся в университете (ну или по крайней мере в образовании и науке), будут заниматься настоящей общественной деятельностью или популяризацией науки. Кто это будет, скорее всего станет понятно еще до первой сессии. Мы будем смотреть на них и понимать, что все было не зря.

В 2004 году мне выдали первое учебное поручение. В нем была информатика на 5 факультетах. И больше всего — историко-политологического. Я была в шоке, думала, что судьба решила наказать меня за ненависть к урокам истории в школе (да и вузе, чего уж теперь скрывать). Ненависть эта родилась очень быстро. За какие-то 3 минуты.

Дело было так. В пятом классе у нас началась история, нам дали красивый учебник «История СССР», кажется, вот этот:

1391712036_2_24

По крайней мере, я точно помню розовую четверку и буквы СССР на обложке. Оба этих пункта очень коробили меня. Потому что класс то был пятый — на программу 1-4 уже перешли, а учебники новые не напечатали. А СССР аккурат только что развалился. Еще я помню картинку с гербом и какой-то текст про величие и мощь 15 республик. Ну т.е. сам текст я конечно не помню, но его посыл очень даже. И вот к этому учебнику с розовой четверкой и величием СССР, который только что развалился, школа прикладывает молодую практикантку. А я уже тогда была с так себе характером, а эта практикантка добавила смелости. Я встала и задала, как мне тогда казалось, дерзкий вопрос:

Зачем нам изучать то, чего уже нет?

Она не ответила. На следующий день меня вызвала в свой кабинет уже не практикантка, а наша штатная учительница. Ее звали Римма. Ни ее отчество, ни внешний вид вспомнить не могу. Зато хорошо помню вытянутый кабинет с двумя окнами, красной дорожкой и бюстом Ленина. Римма сидела рядом с бюстом, а мой путь к ним обоим пролегал по этой самой дорожке. Мне рассказали что-то про глупые вопросы и позор для школы. Надо ли говорить, что на свой вопрос ответа я не получила.

Следующие 12 лет никаких вопросов к учителям истории больше не было. Их сменилось много за те годы, среди них были идеальные, но это имело мало значения. Во мне была ненависть к истории, иногда сменяющаяся пренебрежением. И образ Ленина, который меня отчитывает за глупые вопросы.

С этой то ли ненавистью, то ли пренебрежением в 2004 году я пришла к историкам-студентам. С информатикой, которую они тоже не особо жаловали. Чтобы уже в первый год работы lose my religion, а в 2009 году стать доцентом кафедры новейшей истории России.

Мне одинаково нравится, когда они приходят с любовью к математике и с ненавистью к ней. И начинают задавать дерзкие вопросы. И мы вместе losing our religion.

Эта запись и комментарии в фейсбуке.

Comments are closed.