Как приходят в Digital Humanities?

Как приходят в Digital Humanities? Обычно со стороны digital или со стороны какой-то из частей humanities. Да, сейчас можно сразу именно такое образование получить, но в наши времена его не было)). Я шла со стороны даже не digital, а математики, закончив в 2004 году магистратуру по математике (ничего не предвещало, как говорится).

В тот же год я оказалась в лаборатории Сергея Корниенко. Сначала мне доверили сканировать газеты начала 20 века, а потом понеслось. К 2016 году у меня был приличный опыт работы в научных исторических грантах (и уже не только по сканированию газет))), две важные зарубежные стажировки – у Манфреда Таллера и Инго Кропача (кто знает, тот поймет) и нагрузка на двух кафедрах – ИТшной и исторической. Это был период исторической информатики (не вообще, а лично у меня).

В какой-то момент стало понятно, что мир меняется, что отраслевые гуманитарные информатики идут в сторону Digital Humanities, и это не просто их сумма. Мы планировали открыть центр DH и магистратуру, но наш собственный исследовательский опыт был связан только с несколькими узкими направлениями DH. Так я начала искать, где бы этому системно поучиться.

В мире существует три больших регулярных летних школы по DH – DHSI в Канаде, ESUDH в Лейпциге и DHOxSS в Оксфорде. Это я сейчас про них все знаю, а тогда просто сидела и гуглила. В Канаду и Оксфорд не успела податься, а в Лейпциг как раз продлил дедлайн – было три дня, чтобы собрать документы. Моя заявка прошла конкурс, и я даже получила грант, покрывающий стоимость обучения (для молодого ученого это было ок. 600 евро). Я потратила все свои мили Аэрофлота, пару доцентских зарплат, жила в хостеле с кучей разных людей, но таки уехала и открыла для себя новый мир (дам ссылку в комментариях, как это было).

Следующие 4 года каждое лето я училась в Лейпциге. У лучших ученых, у практиков и живых классиков. Брала одно и двухнедельные курсы либо по инфраструктурным проблемам DH, либо по тем областям, в которых у нас не было серьезного исследовательского опыта.

Летние университеты в Лейпциге во многом легли в мои представления о том, каким должна быть магистратура по Digital Humanities. Про содержание уже писала ранее, сейчас про студентов – в ней должны быть представители разных возрастов, областей знания и профессий. В наших группах в Лейпциге вместе учились студенты и профессора, программисты и литературоведы, сотрудники университетов, бизнеса, архивов и музеев. Этот «мультикультурализм» давал какой-то фантастический эффект.

Сейчас я изучаю портфолио наших абитуриентов и вижу среди них и вчерашних бакалавров, и уже опытных специалистов в разных областях; кандидата наук, выпускника аспирантуры, представителей школы, колледжа и университета; имеющих базовое образование по истории, информатике, журналистике, лингвистике, филологии, медиакоммуникациям, психологии и даже прикладной механике. Не понимаю, как это получилось, но это так здорово, что захватывает дух.

Мы на финишной прямой приемной кампании. Осталось три дня, чтобы подать заявление и загрузить портфолио. Это не очень много, но должно хватить, если собраться с мыслями и написать эссе.

И да, надеюсь, что наши студенты будут участвовать в летних школах по DH в Лейпциге, Оксфорде и Виктории. Ну и в России конечно – в Вышкинской школе в Вороново и школе по гуманитарной информатике в Калининграде, с которыми мы теперь не просто друзья.

На фото – отдыхательная часть летнего университета в Лейпциге, когда надо был в коротких стихах рассказать, что изучал целую неделю.

116364749_3026033110778710_1006022524789273556_o

Этот пост в фб.

Comments are closed.